приступ речи
когда звезда в процессе её эволюции
попадает в разрыв герцшпрунга,
это означает,
что термоядерный синтез гелия из водорода
в ядре уже закончился,
но горение гелия ещё не началось
центр управления полетами. вот примерно в таком состоянии находится моя голова. все у меня откалибровано, все четенько. палата мер и весов по эмоциям, чувствам, переживаниям и реакциям. вот даже так: реальность похожа на летающие уравнения из области тригонометрии, но все формулы в кармане, так что решение – не вопрос. тут должна быть шутка про то, что тригонометрия все-таки пригодилась мне в жизни. короче, формулы приведения, разные всякие тождества, теоремы – все работает как, не побоюсь этого слова, часы. не люблю часы, кстати. у меня дома нет ни одних вообще. помню, как-то один мой знакомый на это сказал: «ты что, против часовой стрелки?» обожаю. ну а часы – удобно, конечно, как и любая договоренность. но во вселенских масштабах время сжимается, растягивается, да и вообще: у нас вот ноги моложе головы, потому что чем ближе к земле, тем медленнее течет время. соответственно, в земле – оно вообще не течет, вот так шутка погребения. ладно, я уже не помню, с чего я вообще решила говорить про часы. часы – часами. времени не существует. эту фразу часто пафосно говорят в ответственные моменты любви там или трипа. наклоняешься к кому-нибудь и на любую реплику отвечаешь: «времени не существует». желательно шепотом. а эйнштейн такой – ага, пошел я в жопу.
пока я говорила, короче, все почему-то изменилось. нет уже никаких формул, никакой чистоты. стало стремно. эндшпиль. задергиваются шторы. выключается чайник. вручается диплом. ставится точка. останавливается кассета. пошли титры. захлопнулся гроб. зашло солнце. сериал не продлили на следующий сезон. на столе пустой стакан. упал занавес. зрители вышли из зала. самолет приземлился. автобус приехал в парк. вот такое настроение. не знаю, стоило ли перечислять так много всего. но уж как получилось, ладно. только что намекала на бесконечность, главное, и тут же диаметрально так раз – и все. переметнулась. хорошо, что я умею над собой пошутить. недавно спросила у старых товарищей, точнее, вслух подумала, что шутеечки мои не вызывают у них смех. одна из товарищек моих на сие заметила: «зато они вызывают интеллигентную улыбку». а я так не хочу. хочу полный хохотач. очень смешное слово. меня сестра еще научила слову «ржомба». для снятия пафоса оно великолепно. оттенит все изящества мысли. жирный такой фон. я заметила за собой кое-что: когда кто-нибудь спрашивает у меня: «как дела?», я начинаю судорожно вспоминать все свои хоть сколько-нибудь овеществленные достижения или осознания за период нашего невзаимодействия. то есть, я не могу позволить себе сказать: ничего у меня не происходит. сижу себе, включу кино – через пятнадцать минут надоело. посмотрю на книжную полку и сердце сжимается. думаю, господи, вот врезать бы себе так, чтобы наконец-то уже дочитать ХОТЬ ОДНУ книгу. хватаюсь за книгу. понимаю, что дня не хватит, чтобы ее дочитать. а что там завтра? это уж извините, завтра другой человек будет. посмотрит на эту книгу, а может, и не посмотрит. у меня книги по всему дому лежат. я так гостям объясняю: чтобы взор всегда падал на них, чтобы напоминания везде такие лежали. это срабатывает иногда, конечно, вот в эти минуты психотического всплеска и виртуальных пощечин. но чаще всего я использую книги как подставку для кружки с чаем.. у меня на большинстве книг какие-нибудь пятна. недавно я купила книгу себе – пощечину на максималках – там тысяча двести страниц. ну вот я прочитала сто пока что. потому что я в других комнатах еще по три книги читаю. тут будет непонятно: вдруг у меня сто комнат? вот я себя недолюбливаю, когда в качестве примера числа говорю «сто». семьдесят три комнаты. на самом деле две. итого: вы уже сосчитали. самое ужасное – это философы. они идут за несколько пощечин. феноменология духа! мир как воля и представление! капитализм и шизофрения! я щас еле вспомнила, что я все это говорю, потому что описываю, как я не могу ответить на вопрос: «как дела?» как дела значит. дела в делах, говорю. очень много дел. все дела, дела, дела. а кроме дел – мысли. серьезные такие, фундаментальные мысли. вот, например, одна из них. а еще, я тут читала такую крутую книгу (3 страницы), где было вот что. и вот что это спровоцировало в моей голове. вот так-то. а твои дела как?
да, звучит, все это может быть, и не очень. но много чего не очень звучит. «не очень» – это вообще такое как бы общее место жизни, гостиная такая для всех жителей планеты.
не хочу тянуть. если я так и не придумаю, куда мне себя деть, мне придется.. как бы это сказать. изойтись на частицы. заранее стать материалом для будущих звезд. не всегда эвфемизмы это хорошая идея, да? в глобальном смысле разницы нет, когда это случится. эта мысль, думала я раньше, не придет ко мне никогда, потому что я нормальный человек в психиатрическом смысле. потом я стала этих мыслей бояться. так подумаешь и оооооооооооооооо ну нет. поживем, увидим еще, может, получше будет обстановочка.
да, убить себя – отличное снятие ответственности. распоряжаешься, значит: это вот этому, это сюда, здесь вот это сделаете. а потом думаешь – щас я навлеку на себя. болезнь какую-нибудь. нет, это мне не нравится. все происходит без участия моей воли. драма у нас это что? зрелище воли, стремящейся к цели. ну вы меня извините, господин гегель, но это если ее выдумывать, то, наверное, да, может, вы и правы, но как оно происходит на самом деле? внезапный биохимический сбой считается за волю? тяготение к персоналии – стремление к цели? я вот что имею в виду: раз – и я например люблю кого-нибудь! а этот другой раз – и любит меня! или не любит! вот это драма! никто ничего не решал. там в организме при этом происходит вообще непонятно что. понятно частично. например, вот что я узнала. последнее исчерпывающее научное определение любви такое: дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей. вот что я знаю о любви теперь. причем тут любовь? а у меня все темы к ней сводятся. если хит-парад моих мыслей провести, то любовь по-любому побеждает смерть. пока что. кажется, пока я не додумаю эти темы до конца, они меня не отпустят.
возьмем смерть. кто-нибудь что-нибудь понял? кто-нибудь что-нибудь знает? этого можно избежать? зачем это? одно и то же. одно и то же. а все равно страшно. а все равно так и хочется еще раз еще один раз это все обсудить – вдруг станет понятнее? или вдруг перестанет быть страшно. а любовь. тут вообще. тут что-то известно. даже вон формулы выводят. дофамины изучают. а все равно потом ничего непонятно. даже хуже от всех этих знаний. эй, парень, у меня фенилэтиламина так много, когда я тебя вижу, а что говорят твои гормоны? ты какой тип привязанности испытаваешь – дофаминовый, серотониновый или окситоциновый? а может адреналиновый? мне надо точно! тянет, короче, поговорить обо всем этом. а о чем еще говорить? о пластике? о деторождении и абортах? о феминизме? об абьюзивных отношениях? о глобальном потеплении? о метамодерне? в общем-то, да. обо всем этом говорить даже поинтереснее будет, чем о надоевших любви и смерти. они все равно независимо от нас и наших решений существуют. скажу так: хочется, чтобы раз уж пришлось жить и придется умирать (так себе награда за участие), то надо бы сделать так, чтобы жилось типа приятно и интересно. так-то все мы вроде как понимаем, что пластик надо сортировать, аборты разрешить, сексизм забыть, домашнее насилие наказать, озоновую дыру изучить, и… с метамодерном еще надо определиться. меня всегда беспокоит такой вопрос: вот с этим значит понятно. это ж сколько лет надо было разбираться, чтобы понятно стало. и наверняка сейчас что-то такое происходит, что через двести лет будет просто вызывающе невозможным. просто днище будет так думать. интересно, что это может быть… вряд ли пушкин какой-нибудь осознанно хотел быть сексистом. а вдруг я сейчас адепт какого-нибудь ущемляющего процесса. может, через пятьдесят лет курьеров не будет. и все такие – вот это была пора человечества. люди разрешали другим людям носить за них пакеты с едой. один курьер вот так умер, кстати. взял много смен и умер прямо на улице. печальная история. а приложение мне говорит: вы сэкономили 8 часов своей жизни на непоходах в магазин. лучше уж любовь и смерть.
отвлекаюсь, отвлекаюсь, а потом снова это ощущение. по-настоящему я ничего не хочу. и если честно никем не хочу быть. и не надо мне табличку на дом. мне в принципе все без разницы. я ни в ком не отражаюсь. я только хожу и за всеми повторяю: слова, действия, эмоции. я больше не хочу повторять. с чего я сейчас вдруг об этом заговорила? да, склейка мысли не самая ожидаемая. со стороны. так-то я постоянно только об этом и думаю вне зависимости от того, о чем я говорю. хожу сижу стою и ловлю себя на обломовщине, прикиньте. я все думаю, когда я от банальности тресну? а потом думаю: так так так а с чего ты решила что у тебя в жизни все будет особенным. что за самоцель такая? иди, ходи на руках по улице, вместо слов – просто буквы наобум выкрикивай. все, стало уникально.
есть у меня одна особенность такая – я иногда ложусь подумать с закрытыми глазами. когда ну совсем. край. со стороны покажется, что я сплю. но я не сплю. и если хорошо лежать и думать, можно попасть в особое место. кто-то, может быть, назвал бы это медитативным состоянием, но, кажется, для медитации я делаю недостаточно. шавасана – это же просто полежать. в общем, после таких сеансов я чувствую себя свободнее и чище разумом что ли. как будто слой ржавчины сняли. силит бэнг. в общем, что тут было. щас. все упадете от моих историй.
лежу я значит и думаю. и мысль крутится такими завихрениями, а потом я спрашиваю себя: а что это я такое думаю? и мысль исчезает, и я даже не могу опознать ее очертаний, ее основы. и я понимаю, что мозг хотел думать мысль и делал такое упражнение на пфд. все это вертится там в голове и не может перестать вертеться, потому что мозг думает, что он думает. я не могу запомнить ничего из того, как мысли выглядели, что они из себя представляли. просто какое-то световое шоу, смешение красок, но не ярких, а такая дымка цветная, из всех цветов. какое прекрасное не-делание. ни-к-чему-не-тяготение.
окей. знаю, что все уже думают. сплошное перемалывание себя в себе. на этот случай я подобрала цитату из книжки про интернет: «эмоционально обедневший, ипохондрический, бесстрашный по отношению к интимности, начиненный псевдосамопрозрениями, предающийся промискуитету, боящийся старости и смерти, новый нарцисс потерял интерес к будущему». вот такая универсалия. я себя узнала, не знаю, как вы. в общем-то, я с радостью, наверное, вызвала бы узнавание напоминанием о том, что все мы в этой сложной денежно-социальной лодке (я даже думаю, это лайнер десятиэтажный, конечно, а не какая-то там тщедушная лодка), но я даже не хочу этого касаться, это как залезть в мусорный бак и утопиться там. бесит.
короче, история:
мкс. около иллюминатора в своем отсеке готовится ко сну молодая космо/астронавтка. она стоит перед спальным мешком и листает ленту в телефоне. она останавливается на фото, где много людей, она зумирует сначала одно лицо – мужское, потом стоящее рядом – женское. она кликает на отмеченных и заходит на страницу этой женщины. потом возвращается на страницу мужчины. вздыхает и убирает телефон. она залезает в вертикальный спальный мешок и жестко привязывает себя ремнями перед сном, прячет руки в эти ремни и закрывает глаза. в иллюминаторе виднеются облака над землей. в воздухе летают сферические капли, они медленно уплывают из этого отсека и движутся дальше по коридору. сферические слезы сталкиваются со стенами и оседают на них.
дальше
общая кухня на мкс. там двое: она и еще одна женщина из наса примерно 40 лет. они молча едят. она смотрит на нее. женщина ей улыбается. она улыбается ей в ответ и смотрит в телефон. она правит текст своей заметки.
«ты просто не представляешь, о чем я думала все эти дни, мне так хотелось написать тебе все, что я вижу и как это, и я так боялась забыть, но все точно так же как в фильмах, как на тренировках, все так же, один в один, но есть добавочное чувство – подлинность. откровение левел сотка, хотя хочется, знаешь, писать метафорично и витиевато, но у меня почти нет никаких ресурсов, я просто сняла бы сейчас с себя часть этого ощущения и передала бы тебе просто потому, что это не похоже ни на что, нет, дело даже не в непохожести, мало ли что ни на что непохоже, это еще не знак того, что это непременнно нужно, но вот это чувство, оно особенное, о нем можно мечтать, его можно гипотетизировать, проектировать в своей голове и оно все равно появится с похожими на предварительные очертаниями и пронзит тем, что спрогнозировать было невозможно».
на общую кухню вплывает парень с надписью «роскосмос» на костюме. она выключает экран телефона. женщина из наса, улыбаясь им обоим, выплывает с кухни.
космонавт: я тебя искал.
она: надеюсь, что всю жизнь.
космонавт: а ты, я смотрю, из романтиков!
она: романтичек.
космонавт: ты не в настроении сегодня?
она: нет, все окей.
космонавт: ты когда говоришь, что все окей – все не окей.
она: сегодня праздник – день эквивалентности реплик и заключенного в них смысла.
космонавт: верится с трудом, но ладно.
она: я оставила тебе немного американской еды.
космонавт: миссис смит явно неравнодушна к тебе.
она: явно. мы еще ни разу не говорили.
космонавт: ну прошло всего несколько дней?
она: я чувствую себя как в детском лагере, где со мной никто не разговаривает, потому что я надменная.
космонавт: она не разговаривает, но улыбается!
она: прогресс.
космонавт: сегодня большой день?
она: не могу понять, нравится мне или нет твой оптимизм
космонавт: я просто радуюсь за тебя
она: а надо не за меня.
космонавт: ты ведь хотела.
она: и хочу. радоваться будем, когда появятся результаты.
космонавт: ты такая серьезная
она закатывает глаза. он доедает то, за чем прилетел. они летят в свой отсек.
космонавт: как твой спектакль?
она: очень смешно
космонавт: я опять забыл, что вы ставите?
она: одиссею
космонавт: точно. кстати, космическая одиссея – классный фильм
она: я вот ждала, скажешь ты это или нет
они прилетают в отсек и останавливаются около командира российского сегмента мкс, он отрывает взгляд от часов
командир: 30 секунд опоздание, каждый день таких опозданий за месяц даст 7,5 часов задержки, так что поехали.
ее привязывают к специальному стулу, надевают шлем с датчиками, закатывают рукава и лезвием делают надрез на руке, она слегка вскрикивает, на компьютере бежит диаграмма мозговых реакций, ей делают еще один надрез поглубже и еще один максимально допустимо глубокий, чтобы кровь не успела пролиться в пространство, ее тут же впитывают специальными губками. к другой руке подсоединяется датчик с током.
командир: сейчас будет сначала щекотно, потом больно, терпи, сколько это возможно.
идет разряд тока, он крутит колесико усиления, медленно наращивая мощь. она сидит с напряженным лицом.
командир: нормально?
она кивает.
продолжается наращивание. импульсы скачут на экране компьютера, на ее глазах выступают слезы и отделяются знакомыми уже шариками, космонавт выворачивает ручку на минимум и ловит слезы обеими руками.
командир: рано, можно было подержать еще
он убирает губки, смачивает раны на руке антисептиком, заматывает их бинтами, другую руку он смазывает противоожоговой мазью и тоже накладывает повязку.
командир: выбирай палец, который меньше всего нравится, ему мы подарим небольшой шрам
она: сложно.
командир: не выберешь сама, выберу я.
она подает руку, он прикладывает ее палец к раскаленной металлической поверхности. она вскрикивает, диаграмма скачет.
командир: все.
палец идет ожогами. на него так же наносят мазь.
командир: приготовились
командир корабля дает пистолет космонавту.
командир: давай
он заряжает пистолет и приставляет к руке.
командир: в ткани целься, не задень кость
на экране скачут волны, она боится и это слышно
командир: тихо. пошел.
космонавт приставляет пистолет вплотную к руке и спускает курок. она кричит.
она: боже
командир корабля достает шприц и подавляет истерику. космонавт держит в руке пулю и рассматривает ее. командир корабля смотрит на диаграмму, там все еще скачки, они ждут падения волн, космонавт убирает пулю в карман и приступает к перебинтовке.
командир: так, все, вижу, что пошло.
она: мне так больно
космонавт берет маску и надевает на нее. она засыпает.
космонавт: что-то мне не очень.
командир: дело-то благое. так что давай без этих вот.
космонавт завершает перевязку, снимает с нее шлем с датчиками.
командир: через полчаса ее в отсек
потом
спальный отсек. она перебинтована и привязана к стене. он проверяет ремни.
она: и каково это?
космонавт: м?
она: стрелять
космонавт: я не хочу об этом ни говорить. ни думать.
она: хорошая у тебя система защиты. выдержка. стрессоустойчивость. хороший космонавт.
космонавт: я не знаю, что ты хочешь услышать, но сказать мне тебе нечего. приятного мало.
она: я только не поняла, зачем стрелять, кто будет стрелять в космосе, пули же тормозят
космонавт: мы смотрим уровень боли, оружие может быть другим, знаешь, сколько оружия в мире. вот ты про гиперзвуковое слышала?
она: только про химическое.
космонавт: я тебя уверяю, везде и всегда всем грозит опасность
она: оооой. какая тоска. какой пафос. вот лично тебе кирпич на голову упадет, гарантирую.
космонавт: странно конечно ложиться спать, когда видел 16 закатов за день, каждый день об этом думаю, вот оно, течение времени.
она: мастер менять тему. я сегодня видела меньше 16-ти.
они смотрят в иллюминатор.
космонавт: есть что-то поэтически прекрасное в течении времени, не можешь отследить изменения, а потом раз – а они уже произошли
она: внимание, это говорит человек с пушкой
космонавт: ну перестань. я, знаешь, когда первый раз здесь оказался, то думал, что прилечу и пойму о мире чуть больше. мы тут вроде серьезными вещами занимаемся, о которых еще и никому нельзя рассказывать, а непонимания все больше. бесконечность.
она: сократическая точка?
космонавт: сократическая точка как будто бритва оккама.
она: сократическая бритва
космонавт: воздействует точечно
она: бесконечность, говоришь. я вынуждена признаться в том, что я смотрела дурацкий сериал про подростков.
космонавт: вот это да. никому не рассказывай об этом
она: смеешься, а мне правда иногда стыдно, что я – это не только то, что мне хочется, чтобы было мной.
космонавт: в этом мы все похожи.
она: типа приходят гости, надо спрятать это в шкаф, под кровать, и нет, я не смотрела никакого сериала про подростков.
космонавт: почему ты вспомнила про него вообще?
она: бесконечность потому что. там была такая сцена, где два главных героя – герой и героиня в смысле – гетеросексуальная была почти история – ну не суть – они лежат на ковре под маркой (максимально шаблонно, ага) но вот лежат и говорят о чем-то и там все так красиво анимационно кружится (тз изобразить трип – сто процентов рисовал тот, кто ни разу не пробовал, но неважно) и героиня говорит, что понять бесконечность можно через любовь блаблабла. что когда любишь – снимаются все вопросы. аннулируется несправедливость этого понятия, которое насмехается над нами каждый день, который имеет такое свойство как кончаться, блин, даже.. я не то чтобы сейчас хотела бы в физиологию отклониться, но даже оргазм связан совсем не с бесконечностью лингвистически, а именно с финализацией. так вот там не так многословно было и не так глубоко, хаха, ну да, там она просто сказала эту фразу про то, что бесконечность понимается через любовь и нам показывают его лицо. и знаешь, в чем прикол этой сцены? что она его не любит. а для него это флэшбэк. она уже умерла. и он вспоминает эти ее слова. она умерла, а он все еще любит ее. бесконечность. вот она какая. она даже не любила его. это такая провокация. такая серотониновая провокация.
космонавт: а ты согласна?
она: с чем именно?
космонавт: бесконечность равно любовь?
она: представь сонный паралич или когда снится, что ты проснулся. просыпаешься, просыпаешься, и еще раз, а это все сон. и там в каком-то слое сна кажется, что все, никогда нельзя будет понять, где реальность, думаешь, все, так и сойти с ума можно. но потом просыпаешься по-настоящему и никак объяснить не можешь это, но точно знаешь, что вот теперь ты не спишь. вот точно не спишь. вот точно. вот точно это реальность. и я просто помню, как я пыталась зафиксировать это чувство, понять, чем же оно отличается.
космонавт: и чем?
она: во сне есть депривация разных чувств и ощущений. а реальная жизнь как спектр, где все расслоилось и автономно кричит о себе. может, как-то так.
космонавт: ты сейчас не спишь?!
она: смешно. нет, сейчас я точно точно точно не сплю.
космонавт: так а причем тут любовь? любовь – это когда ты не спишь?
она: любовь – это когда ты только что проснулся и в тебя ударило спектром.
космонавт: звучит забавно. я вот иногда думаю – ты так откровенно говоришь со мной.
она: как говорят в стремных фильмах – «не льсти себе». чего мне скрывать-то? мне в принципе плевать, что ты там знаешь обо мне, да и на все остальное тоже плевать
космонавт: и на меня?
она: боже, да на все.
космонавт: это звучит реально очень грустно.
она: не обижайся, мне прямо сейчас на тебя вроде и не плевать, но глобально – плевать.
космонавт: и на себя?
она: а с чего бы нет?
космонавт: почему так?
она: да плевать.
космонавт: я бы хотел тебе помочь.
она: принеси морфий
космонавт: мне жаль, что пришлось стрелять в тебя.
она: я не шучу. хочешь помочь – дай закинуться чем-нибудь
космонавт: надо спать.
она: ты прикалываешься что ли? я никогда не усну
она начинает высвобождаться из ремней
космонавт: ты знаешь, да, что тут нет морфия и вообще
она: мне плевать, что найду – все мое
космонавт: это нарушение эксперимента
она: никто не узнает
космонавт: мне придется доложить
она: охуеть, серьезно?
космонавт: наука есть наука
она: то есть если я сейчас просто попрошу тебя дать мне обезбол
космонавт: это нарушение контракта и чистоты эксперимента
она: я крыса
космонавт: ты не крыса
она: и мне не сбежать с корабля
космонавт: ты улетишь через месяц
она: или пойду вылечу в окно
космонавт: о твоих намерениях впрочем уже можно докладывать
она: и что? и что ты мне за это сделаешь я в другом городе
космонавт: я бы сказал что эта неожиданная шутка меня повеселила, но мы не в тех обстоятельствах
она: то есть чувак, который втирал мне щас про 16 закатов и рассуждал про любовь – сливает все что я говорю и делаю?
космонавт: ну все что ты говоришь и делаешь честно говоря никому не интересно, если это не мешает экспериментам
она: плевать?
космонавт: по твоей методике, да. и кстати о любви разглагольствовала ты.
она: ну давай, доложи, доложи, хочу посмотреть, что будет. вы уже убивали кого-нибудь? есть эксперимент «погребение на мкс»?
космонавт: постарайся успокоиться
он пытается вместить ее обратно в ремни
космонавт: я тебе зла не хочу
она: охуеть, а можно больше клише?
космонавт: мне не очень приятно, когда ты материшься
она: мне похуй
космонавт: но допускаю, что это помогает тебе пережить стресс сейчас
она: боже, какая эмпатия
космонавт: у нас впереди еще много работы
она: я так люблю тебя, знаешь? просто во всю блин широту своей души
космонавт: ну прости. прости меня! за что я извиняюсь? ты ведь сама сама это выбрала!
она: все, забей, любуйтесь дальше на свои диаграммы
космонавт: как ты вообще прошла тест на стрессоустойчивость я до сих пор не понимаю
она: представила себя на съемочной площадке
космонавт: слушай, мне жаль, что тебе плохо, но ведь так и задумывалось
она: ты не мог бы свалить отсюда?
он летит в свой отсек
она пытается заставить себя успокоиться
она хочет о чем-то подумать
но вне зависимости от ее сознательных намерений
в ее голове симультанно возникли вот эти воспоминания: